Производственный и операционный менеджмент

В книге “Производственный и операционный менеджмент” Р. Б. Чейз, Ф. Р. Джейкобз, Н. Дж. Аквилано мне понравился список задач, которые ставятся перед ERP системами для производственного предприятия:

  1. Вести учет новых заказов и своевременно информировать о них производственное подразделение.
  2. Предоставлять возможность отделу сбыта видеть в любой момент состояние выполнения заказа клиента.
  3. Предоставлять отделу закупок в любой момент возможность видеть потребность производства в материалах.
  4. Своевременно предоставлять государству данные о работе компании, т.е. вести бухгалтерский и налоговый учет.

Учет новых заказов

На примере швейного производства работа над заказом делится на следующие этапы:

  1. Принять заказ и зафиксировать потребность клиента.
  2. В случае необходимости закупить для заказа материал.
  3. Произвести раскрой, а потом и пошив продукции.
  4. Провести проверку (контроль качества) товаров.
  5. Передать готовую продукцию на склад.
  6. Осуществить отгрузку или доставку покупателю.

Итак, первый этап работы осуществлен: создан документ Заказ покупателя, в котором отражены данные клиента и товары, которые ему необходимы. Теперь нужно передать информацию на производство.

 

Состояние заказа, находящегося на производстве

Как уже было сказано, после того, как заказ поступил на производство, необходимо обеспечить отделу продаж возможность наблюдать в реальном времени состояние выполнения заказа. Менеджеру отдела продаж важно знать, на каком этапе находится работа: поступил ли уже заказанный товар в работу, когда планируется его выполнение и т.д.

Реализуется это одним из двух способов:

  1. Менеджер по продажам может отслеживать, на каком технологическом этапе находится работа над заказом: запланирован, поступил в работу, на контроле качества и т.д. Таким образом, специалист по продажам может постоянно контролировать работу над каждым из заказов и оповещать клиента о сроках выполнения.
  2. Для товара устанавливается срок реализации, т.е. дата, когда перечень нужной номенклатуры будет изготовлен, пройдет проверку и будет готов к отгрузке.

Связь производства и отдела закупок

Очень важный момент – обеспечение производства необходимыми материалами. При этом для корректной работы нужно обеспечивать производство всем необходимым для выполнения заказов и создания товаров для свободной продажи со склада, а с другой стороны нужно, чтобы на складе не скапливались излишки материалов. А потому отдел снабжения должен иметь доступ к актуальной информации о количестве материалов на складе и текущих потребностях производства, включая перечень материалов для заказов, которые только планируются в производство.

Как должна происходить эта работа:

  1. Формируется список потребностей.
  2. Исходя из этого списка и спецификаций продукции, формируется перечень материалов, необходимых для производства изделий.
  3. На основании полученного списка формируется план закупок.
  4. В соответствии с планом закупок система формирует заказы поставщикам.

Оповещение производства о новых заказах

 

Состояние заказа, находящегося на производстве

Как уже было сказано, после того, как заказ поступил на производство, необходимо обеспечить возможность наблюдать в реальном времени состояние прозводства. Менеджеру проекта важно знать, на каком этапе находится работа: поступило ли уже изделие в работу, когда планируется его выполнение и т.д.

Реализуется это одним из двух способов:

  1. Менеджер по продажам может отслеживать, на каком технологическом этапе находится работа над заказом: запланирован, поступил в работу, на контроле качества и т.д. Таким образом, специалист по продажам может постоянно контролировать работу над каждым из заказов и оповещать клиента о сроках выполнения.
  2. Для товара устанавливается срок реализации, т.е. дата, когда перечень нужной номенклатуры будет изготовлен, пройдет проверку и будет готов к отгрузке.

Для реализации первого варианта нужных инструментов в системе не предусмотрено. Отчеты, которые имеются в наличии, отражают только состояние заказов и товаров на складе. Для производства, в случае необходимости реализовать поэтапное оповещение, понадобятся доработки.
К сожалению, и во втором случае нет готовых инструментов для случаев, когда производство может изменить дату выполнения заказа. Какие-то изменения в дату отгрузки может вносить только отдел продаж, причем, в сторону увеличения. Обычно менеджер может перенести отгрузку на более поздний срок, но оповещать о возможности изменить сроки создания товаров производство придется вручную. Также и производство в случае необходимости не может перенести дату отгрузки, даже если появилась возможность выполнить заказ быстрее.

В базовой конфигурации любые изменения сроков и определение этапа выполнения заказа выполняются сотрудниками вручную, в результате в работу включается непредсказуемый человеческий фактор. Но здесь доработки помогут решить вопрос.

Так, для швейного производства, нами был создан сводный отчет, который показывал: какая партия товара (из каких заказов) находится в производстве, в том числе, из отчета видно, какая партия – в раскрое, какая – в пошиве и так далее. Т.е. мы поделили производственные процессы на этапы, и в отчете отображалась общая картина – какие товары из каких заказов на каких этапах производства находятся, какие – в очереди (с указанием даты начала работы), какие – на контроле качества, какие — отправлены на склад.

Изначально этот отчет создавался для производственников, чтобы они могли контролировать свою работу и вносить при необходимости корректировки. Но в дальнейшем этот же отчет мы открыли и отделу продаж, чтобы менеджеры также могли видеть, в каком состоянии находится тот или иной заказ.

Вывод: в конфигурации не предусмотрен автоматический обмен данными между отделом продаж и производством после передачи заказа в работу. Но реализовать на базе этой конфигурации подобные решения возможно при помощи создания дополнительных отчетов и обработок.

 

ИСТОЧНИК

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт