Как за день потерять 30% европейского рынка

Посоветовали книгу: «Ергин Дэниел — Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть». В процессе чтения попался любопытный отрывок посвященный нашей стране. В качестве синопса — Бакинские месторождения позволили к началу 20века российской нефти прочно удерживать порядка 30% Европейского рынка ГСМ. Могли бы и больше, но ряд факторов осложнял этот процесс. Впрочем то, что создается десятилетиями может быть разрушено не очень умным чиновником за один день:

В декабре 1904 года бакинские рабочие снова начали забастовку и добились заключения первого коллективного трудового соглашения. Несколько дней спустя после завершения забастовки революционеры выпустили прокламацию «Рабочие Кавказа, настал час расплаты». На следующий день в Петербурге полиция открыла огонь по толпе рабочих, которые направлялись к Зимнему дворцу, чтобы подать петицию своему царю. Это было Кровавое воскресенье, начало революции 1905 года, Великой репетиции, как назвал ее Ленин.
Когда известие об этом достигло Баку, рабочие-нефтяники снова поднялись на
забастовку. Правительственные чиновники, опасаясь революции, раздали оружие татарам-мусульманам, которые устроили резню всех христиан-армян, включая и нефтепромышленников.

«Пламя горящих буровых вышек и нефтяных скважин тонуло в ужасной дымовой завесе, нависшей над этим адом», — впоследствии напишет один из тех, кому удалось спастись. «Впервые в жизни я осознал, что могут означать слова «ад кромешный»

Известия из Баку произвели глубокое впечатление на остальной мир. Кроме того, впервые вспышка насилия прервала поток нефти, создав реальную угрозу обесценения значительных инвестиций.

«Стандард ойл» поспешила воспользоваться беспорядками в России — быстро и успешно она вновь завоевала для американского керосина восточно-азиатские рынки, потерянные в борьбе с русской нефтью. Что касается самой российской промышленности, то результат был ужасающим: две трети от общего числа нефтяных вышек было уничтожено, а экспорт оказался сведен к нулю.

За период с 1904 по 1913 год доля России в общем объеме мирового экспорта нефти упала с 31 до 9 процентов.

Т.е. люди которые должны были защищать интересы своего народа и государства, как в соответствии с должностными инструкциями, так и согласно присяге, — не нашли более удачных возможностей для управления в кризисной ситуации, чем использование межнациональных противоречий. Естественно экономический эффект от предпринятых действий не замедлил проявится. Грабли в самом наглядном виде. Действие и противодействие в реальном времени — бесценный опыт.

И наверное должно быть понятно, что нефть шла не только на экспорт, а являлась, на равне с углем, одним из ключевых элементов для роста промышленного сектора экономики. Т.е. эта операция откинула на десятилетие назад не только нефте-газовый сектор, но и обрушила темпы роста промышленности.

Жаль, что подобные исторические уроки упорно игнорируются каждым последующим поколением управленцев. Так, что история повторяется вновь, в новых масштабах, но со сходными результатами.